Інтерв'ю Голови ГС "Аграрний союз України" Геннадія Новікова журналу "АгроPRO"

Інтерв'ю Голови ГС "Аграрний союз України" Геннадія Новікова  журналу "АгроPRO"

Геннадій Новіков дав інтерв'ю новому  журналу «АгроPRO». Журнал створений для власників, керівників та бухгалтерів малих і середніх сільськогосподарських підприємств. На сторінках журналу ви будете знаходити компетентну, вичерпну та корисну інформацію у сфері економіки, права, ціноутворення та податків. 

– Геннадий Владимирович, Вы возглавляете одну из самых крупных общественных организаций аграрной отрасли, которая объединила сотни сельскохозяйственных предприятий, знаете все проблемы отрасли. В связи с отменой специального режима НДС, что взамен обещает государство аграрием в 2017 году?

В проекте закона о бюджете для АПК предусмотрены дотации на сумму 5,3 млр. грн. Отдельные программы финансовой поддержки уже определены (удешевление кредитов, поддержка садоводов и ряд других). Однако большую часть этих средств еще предстоит распределить. Что касается налогового законодательства, то у сельхозпредприятий останется право на единый налог 4 группы, также обсуждается возможность сохранения спецрежима НДС для животноводов, садоводов и овощеводов.

– На каких приоритетах, по Вашему мнению, должна строиться система государственных преференций для сельскохозяйственной отрасли?

Во всех заявлениях политиков и чиновников звучит: «Надо поддержать малый и средний бизнес». Однако, по данным Минэкономики, к этой категории относится 99,9% всех субъектов хозяйствования (критерии приведены в таблице на стр.4. – Ред.).

Кого же хотят поддерживать? Пока непонятно. Считаю, что государство в лице Минагрополитики должно более четко определить стратегию развития аграрной отрасли и сельских территорий и направить выделяемые средства исключительно на реализацию этой стратегии.

И начать необходимо с того, чтобы разработать и описать модель, которая бы, с одной стороны, обеспечивала конституционные права жителей сел на социальную защиту, медобслуживание, образование, также социально-культурные и бытовые аспекты, а с другой стороны, способствовала бы развитию предпринимательства.

Стратегическим направлением развития предпринимательства, на мой взгляд, должно стать построение в аграрном секторе такой инфраструктуры, которая обеспечит свободный выход на рынок всем производителям: и малым, и средним предприятиям, и частным земледельцам, а значит, будет способствовать повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.

– Построение комплекса взаимосвязанных структур и объектов, обслуживающих малый и средний агробизнес, требует время и значительных финансовых вложений. Каким образом должны решаться эти задачи?

Прежде всего от этой категории сельхозпроизводителей должен поступить запрос на создание такой инфраструктуры, они должны стремиться развивать свой бизнес. А это придет с пониманием экономической закономерности: мелкие хозяйства единолично не выдерживают конкуренции с крупными компаниями и рано или поздно разоряются. В Украине у малого сельхозпроизводителя ограничен выход на экспортный рынок, отсутствуют оснащенные техническими средствами места хранения урожая, как следствие – он вынужден продавать свою продукцию по более низким ценам.

Чтобы избежать разорения, таким хозяйствам необходимо объединить усилия и вместе создать функциональную инфраструктуру рынка, обеспечивающую для них наиболее выгодную ценовую политику, а для покупателя – гарантирующую высокое заявленное качество продукции. И в этом им должно помочь государство. Например, если 20–30 сельхозпроизводителей в одном регионе объединят свои усилия и разработают проект по созданию для себя перерабатывающих мощностей или мест хранения сельхозпродукции, то такой проект должен финансироваться частично из их личных средств, а частично – за счет государственного бюджета.

Государство просто обязано мотивировать аграриев на создание таких объединений путем финансирования проектов по созданию вертикальной инфраструктуры производства и реализации сельхозпродукции, в том числе за рубеж.

Более того, на мой взгляд, в финансировании этих проектов должны принимать участие и местные бюджеты, поскольку их следует реализовывать исключительно на территориях сельских громад. Для того, чтобы перерабатывающая промышленность на селе развивалась, и государство, и местные органы власти должны взять на себя их обеспечение – выделить земельные участки под такие производства, решить проблемы с коммуникациями, ввести льготное налогообложение хотя бы на пять лет. Другими словами, территории сельских громад должны стать своего рода свободными экономическими зонами. Тогда появятся новые рабочие места, местные бюджеты получат дополнительные источники денежных поступлений, а жители сельской местности – развивающуюся социальную сферу.

Но, к сожалению, сегодня государство не является мотиватором такого процесса – в бюджете на 2017 год не заложено ни одной гривны на развитие подобных объединений. Со своей стороны, средние и мелкие сельхозпроизводители не верят в возможность реализации совместных проектов по созданию новых мощностей и соответственно не выступают с такими инициативами. И поэтому у нас в государстве они полностью зависят от трейдеров, посредников и переработчиков, диктующих цены на сельхозпродукцию. А последние, естественно, заинтересованы в сохранении существующих условий.

–  Говоря об объединении, Вы имеете в виду кооперативы?

Да, это мировая практика. Успешным является польский опыт, высоко развита сельская кооперация во Франции. У нас же проблема заключается в том, что нет понимания основ и закономерностей функционирования этих объединений. Причем как со стороны государства, которое не установило для них отдельный порядок налогообложения, так и со стороны самих производителей. А ведь цель деятельности кооператива – сгруппировать объемы сельхозпродукции, произведенной малыми и средними хозяйствами для получения за нее оптимальной цены и обеспечения постоянного присутствия на рынке.

Например, я сам был свидетелем, когда нанятый кооперативом менеджер, чтобы продать сельхозпродукцию, запросил у сельхозпроизводителя – члена этого кооператива информацию об объемах и качестве этой продукции. В ответ услышал вопрос: по какой цене он собирается ее продавать? Это лишено логики, поскольку цены формирует рынок, и для того чтобы они были оптимальными, надо сначала сформировать партию товара, а менеджер – всего лишь агент по продажам. То есть даже руководителям сельхозпредприятий не всегда хватает необходимых экономических знаний. Из-за этого мы пока проигрываем на рынке. Кстати, если журнал «АгроPRO» станет источником таких знаний, будет предоставлять полезную и профессиональную информацию, то он сделает нужное дело.

Очевидно, что мелкий, малый и даже средний производитель не может самостоятельно выйти на внешний рынок – у него просто нет достаточного объема продукции. Да что там говорить, они не всегда могут дойти до внутреннего потребителя! Сегодня распространенной является ситуация, когда один производит, а 10 продают, увеличивая тем самым добавочную стоимость для потребителя. Кооперативы, членами которых будут сами производители, могут решить проблему сбыта и максимально «сблизят» таких производителей с потребителями, принеся и тем, и другим экономическую выгоду.

– В мировой практике льготы получают лишь мелкие производители – фермеры. Насколько корректным является предоставление преференций всем предприятиям аграрной отрасли (подотрасли)?  

Европейские страны строили свою систему поддержки сельского хозяйства в течение десятилетий. Каждая из них определила свои приоритеты. Украина должна выбрать свой вектор, который будет согласовываться со стратегией развития отрасли и способствовать достижению модельных стандартов развития сельской территории.

Для меня приоритетными являются преференции для мелкого и среднего производителя, но при этом выделяемые средства не должны быть направлены на «проедание». Например, может государству и не нужно поддерживать комплекс с 5 000 головами КРС в одном месте, а надо помочь семье, которая держит 50 голов, построить современное высокоэффективное хозяйство без экологической нагрузки на территорию и с высоким качеством продукции. И пусть таких семей будет сто. Однако, хочу обратить внимание, что таким хозяйствам будут нужны производственные мощности по охлаждению и переработке продукции, а также рынок сбыта, т.е. мы опять возвращаемся к необходимости иметь такую инфраструктуру. А создать ее можно только объединив усилия этих ста хозяйств.

– Кто, по Вашему мнению, должен инициировать и организовать эту работу?

Задекларировать государственную политику по поддержке кооперативных объединений как будущего аграрного сектора должно Минагрополитики. Но инициировать каждый проект как составляющую этой политики должны мы сами, аграрные ассоциации, сельхозпроизводители – все, кто заинтересован в развитии и процветании и отрасли, и села. Однако у нас на первом плане – политика: за два года – третий министр. Но у нынешнего руководителя аграрного ведомства Т. Кутового, я надеюсь, есть желание и политическая воля к решению этих задач.

– Геннадий Владимирович, расскажите о законодательных инициативах Аграрного союза.

Много лет мы вынашивали идею налогообложения одного гектара. Сегодня она трансформировалась в отдельные нормы законопроекта № 5225, который был зарегистрирован в Верховной Раде 4 октября и направлен на решение проблемы теневой аренды земель. Сегодня в Украине, в официальной аренде находится лишь половина сельскохозяйственных угодий, что приводит к тенизации рынка сельхозпродукции, семян, удобрений, ГСМ и т.д. «Теневики» находятся вне зоны контроля, не платят налоги, демпингуют цены. Эта проблема требует комплексного решения, однако предложенный нами налог частично позволяет ее решить, поскольку последние будут платить налог с 1 га в полном объеме, а законопослушный сельхозпроизводитель получит право уменьшить его на сумму уплаченного НДФЛ и ЕСВ. Данный налог будет поступать в местный бюджет. Правительство поддерживает нашу инициативу.

– Не могу не спросить: каким Вы видите село и аграрную отрасль лет через десять?

Через десять лет мы убедились, что правильно определили цели и стратегию развития отрасли и ясно увидели, какое село мы строим. Понимая, какие организационные формы хозяйствования необходимы для реализации этой стратегии, мы поддерживаем именно эти формы. А это, на мой взгляд, будет развитие малого и среднего бизнеса. Как результат такой государственной политики – в каждом селе сформируется десятка два или больше хозяев, которые захотят и смогут развивать бизнес там, где они проживают. Новые мощности по переработке и хранению сельхозпродукции позволят создать новые рабочие места. Село эффективно движется к модельным стандартам – реализованы и реализуются проекты, дающие громадам хорошую систему здравоохранения и образования, развитую социальную сферу и спортивные сооружения (бассейны, спортивные площадки). Село становится местом и для бизнеса, и для работы, и для комфортной жизни в экологических условиях с набором всех благ цивилизации. И тогда высокие достижения аграрной отрасли на мировом рынке активно будут трансформироваться в достойный уровень жизни людей, которые эти достижения обеспечивают своим трудом.

Спасибо за беседу.

Беседу вела Эльвира Ткачева, главный редактор

Оригінал розмови Геннадія Новікова з головним редактором журналу Ельвірою Ткачовою розміщено тут.

  • Діденко Ірина Станіславівна
  • 3 листопада 2016 р.
  • 0